Меню

Образцовый фольклорный ансамбль «Ладушки»

 

  Ансамбль - победитель многих региональных и всероссийских конкурсов, в том числе обладатель золотого приза и звания лауреата Всероссийского фестиваля «Сполох», организованного Центральным Казачьим войском. Коллектив хорошо знают в Европе, постоянно приглашают в Литву, Польшу, Германию. Фольклор - это средство для выживания, считают в ансамбле.

ансамбль Ладушки

Перейти в фотоальбом ансамбля

  Участники ансамбля считают, что язык фольклора - это уникальный язык, тот язык, на котором могут говорить все, обряды сходны у всех этносов. Поэтому в Калининграде, где компактно проживают многие этносы, это средство не потеряться, не раствориться, а сохранить самому идентичность и обрести язык для общения с другими.

 

 Интервью с руководителем ансамбля. Автор: Татьяна Ершова

"Ладушки" - это не просто "калинка-малинка" 

  Этот ансамбль знают, кажется, все в городе и окрестностях: видели, говорят, слышали. Костюмы красивые, песни русские. И глубоко ошибаются. Нет, костюмы действительно красивые. И песни в самом деле русские. Но не просто "калинка-малинка". "Ладушки" обращаются к самым глубинным пластам славянского фольклора.

- Кстати, а вы знаете, почему "калинка-малинка"? - спрашивает руководитель ансамбля.

Я растерянно пожимаю плечами, она довольно улыбается:

- А наши дети знают всю символику фольклора. Дело в том, что жизнь человека отмечена тремя самыми важными вехами: рождение, женитьба, смерть. Так вот девушка до свадьбы находится как бы в дикой природе, она "калинка", которая растет в лесу. Выйдя замуж, она словно рождается в новом качестве и становится "малинкой", той, что растет в огороде… Руководитель расшифровывает мне, как это делает, видимо, на занятиях с новичками, многие символы: берега реки - жизнь и смерть, вода - женское начало, камень - выбор (все читали сказки, где не раз богатыри останавливались перед камнем: направо пойдешь…) А я вспоминаю, как где-то читала, что больше всего русских колыбельных о коте - и это тоже символ. Почему первым в новый дом впускают кота? Именно он, обойдя все вокруг, укладывается на самое лучшее, безопасное, защищенное от злых сил место. На этом месте и ставили колыбель. А чтоб не забывалось, что кот нужен не только для ловли мышей, о нем сложено более ста колыбельных песен, чтобы в сознании на века закрепилось: кот - колыбель - ребенок.

Так что все песни и стихи - это не развлечение, не потеха, весь фольклор существует для памяти, чтобы передавать все самое ценное, необходимое через века потомкам. Как жить, принимать ребенка, женить, хоронить, сеять хлеб, лечить, противостоять врагам - все есть в памяти народа. Горят рукописи и библиотеки - а память людская хранит наследие веков. 
Вот почему наши "Ладушки", обращаясь к духовным стихам, песням, обрядам, поют-читают то, что пели славяне в двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом веках.

- Как вы подбираете репертуар? - спросила я у руководителя.

- Начать с того, что мы живем в регионе, где нет местной певческой традиции - и это, я считаю, хорошо, потому что мы обладаем огромным многообразием традиций, мы вольны выбирать песни любой области. К примеру, в триптихе "Правдой и верой" использованы сюжеты Смоленской и Архангельской областей. У нас много произведений казачьего стиля. 

Мы берем материалы фольклорных экспедиций - конечно, с ними надо много работать. Например, есть замечательный текст, а нот нет. И мы с детьми начинаем распевать, колдовать, пробовать. Вообще-то ноты в фольклоре - это только костыли. Мы поем слова не по нотам, а по душе. Потому что самая суть фольклора - импровизация, синкретичность, то есть слитность, нерасчлененность, творческое воссоздание этнического образа.

И, конечно, отдаем предпочтение редким жанрам, духовным стихам, балладам, старинам.

- И дети, воспитанные фольклором, получившие в "Ладушках" не только музыкальное образование, но и умение жить творчески, вырастают людьми думающими, понимающими.


С нами веселее!
Впустите счастье в дом!
Наш телефон +79814505405


WhatsApp/Viber:
+79814505405



WhatsApp